Как изменились тренды за 15 лет? Что было важно для покупателей и арендаторов раньше, а что сейчас? На что обращали внимание наши родители и какие требования к недвижимости у нынешнего поколения? Взгляд в прошлое от эксперта агентства «Жилфонд» Ирины Вонарха, обладающей 25-летним опытом работы на рынке жилья.

Аренда квартир

— 15-20 лет назад люди снимали квартиры, особо не обращая внимание на их состояние, даже самые «убитые». Если квартира находилась по линии метро, в центре — её могли очень быстро снять, буквально за час.

Сейчас ситуация на рынке аренды сильно изменилась, клиенты стали более требовательны. Квартиры со старым ремонтом сдаются очень долго, даже в центре. Вот основные требования к недвижимости у нынешних арендаторов: современный ЖК, новый ремонт в светлых тонах, обустроенный двор, детские площадки, хорошая транспортная развязка, подземная парковка.

Помню, как в 2004 году на улице Гоголя сдавали однокомнатную с ободранными обоями, мебелью еще с советских времен, старой сантехникой — так, на нее — очередь была. Сейчас на эту квартиру, в таком «прекрасном» состоянии, мы бы долго искали квартиросъемщиков.

Загородная недвижимость

— 15 лет назад загородная недвижимость не особо пользовалась спросом. Сделок по частным домам было очень мало и покупали в основном дачи. Загородная недвижимость тогда не ценилась, как сейчас. Огромный спрос на нее возник когда началась пандемия. Людям уехать в отпуск стало дороже и сложнее, были ограничения на вылет за границу. Тогда многие переориентировались в сторону частного сектора. Стали лучше продаваться дома для круглогодичного проживания и земельные участки.

Тренды загородной недвижимости 15-20 лет назад это огромные площади домов 400 -1000 кв.м, чем больше тем лучше. Строили дворцы, в несколько этажей — на показ, как говорится «дорого-богато». Из деталей: много лепнины, башенки, кованные железные ворота с гербами, сверкающие люстры, свисающие с верхнего этажа до самого низа. На сегодняшний день, такие дома не пользуются спросом — они никому не нужны.

Загородная недвижимость наши дни: площадь 80-120 кв.м., минимализм, скандинавский стиль, сдержанность, один этаж. Удобное комфортное пространство. Предметы безумной роскоши ушли на второй план.

Вторичная недвижимость

— 15 лет назад пользовались спросом большие квартиры 2-4 комнатные. Их покупали для семьи, для проживания. Чем больше площадь, тем лучше, с высокими потолками, много шкафов, горки/стенки, крупная мягкая мебель. Сейчас всё маленькое аккуратное, минимализм, важная деталь: рабочая зона, чтобы была выгорожена для работы онлайн..В приоритете большие кухни/столовые, при этом спальни могут быть маленькие, а кухня — большая.

Еще отмечу: 15 лет назад квартиры в новых домах брали хуже. Да, и выбор был не большой. В то время ценились «сталинки», за ними охотились и это понятно: высокие потолки, большая квадратура. Их сейчас тоже покупают, но спрос сильно меньше. «Сталинки» покупают в том случае, если денег не хватает на новостройку,.

На данный момент рейтинг предпочтений клиентов такой: 1) квартиры в новых домах 2) «сталинки» 3) «хрущевки».

Раньше люди если покупали квартиры в новых домах, то они про подземные парковки даже не спрашивали. В наши дни, продать квартиру в новом доме, где нет подземной парковки крайне сложно. Сейчас клиент, несмотря на отличную локацию сделает выбор в пользу дома где есть огораживаемая территория и подземная парковка.

Недавно, я продавала квартиру с хорошим ремонтом в новом доме. Уже после сделки мне клиент рассказала, что купила бы эту квартиру даже без ремонта, потому что красивый дом, шикарный подъезд и прекрасный двор: цветы, лавочки, подстрижены все кусты — ей сразу захотелось здесь жить, она влюбилась в это место. Вот к чему сейчас склоняются вкусы людей.

Еще поделюсь наблюдением: раньше люди выбирали квартиры рядом с родителями. Например, выросшие дети выбирали квартиру недалеко от родителей. Сейчас наоборот, взрослые дети покупают жильё там, где им нравится и потом уже перевозят родителей поближе к этой локации.

Новостройки

— 15-20 лет назад не было такого выбора новостроек, как сейчас. Очень подозрительно люди относились к каркасным высоткам — они считались не надежными. А вот дома из кирпича — вызывали уважение. В то время не было таких высоких требований у клиентов, как сейчас.

Новостройки стали активно покупать с момента появления льготных ипотечных программ. Тут у застройщиков развернулась активная борьба за внимание покупателей. Практически во всех ЖК, уже по умолчанию, стали делать благоустроенные территории,  шикарные детские площадки, подземные парковки. Кроме того, добавлялись новые фишки. Например, в некоторых новостройках появились комфорт-зоны которыми могут пользоваться проживающие совершенно бесплатно: кинозалы с мягкими диванами или большие кухни-гостиные, рассчитанные на компанию 15-20 человек. Еще, уже во многих ЖК, есть фитнес-залы, где можно потренироваться в любое время. Из моих наблюдений — людям сейчас при покупке жилья очень важен именно такой комфорт.

Подытожу: люди сейчас покупают глазами и стремятся к комфортному проживанию.