Оформление наследства — процесс, который требует точности и соблюдения всех нюансов. Надо понимать — в какие сроки необходимо собрать документы, к какому нотариусу обратиться и т. д.

Наследование бывает разным:

По закону.

Если у умершего человека не было завещания или договора, наследство распределяется среди родственников первой очереди — детей, родителей, супруга. В случае, если у человека нет наследников первой очереди, имущество наследуют представители второй очереди и так далее (дальние родственники).

По завещанию. Гражданин пишет завещание, в котором обозначает людей, которым достанется его наследство (человек может включить не только родственников). Завещание хранится в тайне до момента смерти наследодателя, но оно ограничено правилами об обязательной доли в наследстве.

По наследственному договору. Главное отличие от завещание — наследники по договору знают о воле гражданина и также подписывают документ. Этот договор в иерархии законности стоит выше завещания, но также ограничен правилами об обязательной доли в наследстве.

На обязательную долю в наследстве могут претендовать:

— несовершеннолетние или нетрудоспособные дети умершего,
— нетрудоспособные супруг и родители умершего,
— нетрудоспособные иждивенцы умершего.

Какие сроки принятия наследства?

В течение шести месяцев со смерти гражданина его наследники могут получиться наследство. Если они отказываются от него, претендовать на имущество могут представители следующей очереди (они могут оформить наследство тоже в шестимесячный срок с момента отказа прямых наследников).

Если наследников нет, никто не вступил в наследство или все отказались от него, то имущество переходит в собственность государства или города.

Какие документы нужны для оформления наследства?

Наследство по закону:

  1. Свидетельство о смерти.
  2. Документ, подтверждающий право собственности умершего.
  3. Документ, подтверждающий родственные отношения с умершим.
  4. Выписка из домовой книги о прописанных в квартире на момент смерти.
  5. Информация ФГУП «Ростехинвентаризация» с оценочной стоимостью квартиры на момент смерти.
  6. Кадастровый паспорт.
  7. Рыночная оценка квартиры (оценивают лицензированные оценщики на основании справок ФГУП «Ростехинвентаризация»).
  8. Свидетельство о наследстве.
  9. Регистрация в Росреестре.

Наследство по завещанию:

  1. Свидетельство о смерти.
  2. Документ, подтверждающий право собственности умершего.
  3. Завещание.
  4. Выписка из домовой книги о прописанных в квартире на момент смерти.
  5. Информация ФГУП «Ростехинвентаризация» с оценочной стоимостью квартиры на момент смерти.
  6. Кадастровый паспорт.
  7. Рыночная оценка квартиры (оценивают лицензированные оценщики на основании справок ФГУП «Ростехинвентаризация»).
  8. Свидетельство о наследстве.
  9. Регистрация в Росреестре.

К какому нотариусу обращаться?

Перед тем, как обратиться к нотариусу, узнайте, открыто ли наследственное дело. Это можно сделать на сайте Федеральной нотариальной палаты. Если в реестре размещена такая информация, вы узнаете имя нотариуса, которые занимается делом, и адрес нотариальной конторы.

Если вы не можете найти никаких данных, тогда вам надо обратиться в любую нотариальную контору в том населенном пункте, где жил наследодатель.

Как происходит оформление наследства?

После того, как заявитель отдал все документы нотариусу, он получит свидетельство о вступлении в наследство. Сейчас эту услугу можно сделать не только через нотариальную контору, но и через МФЦ.

Сколько это стоит?

0,3% от оценочной стоимости платят нотариусу наследники первой очереди,
0,6% от оценочной стоимости платят нотариусу неполнокровные родственники.

«Жилфонд» помогает клиентам оформлять наследство. Если вы хотите сделать это самостоятельно, но боитесь упустить важный момент — специалисты «Жилфонда» могут вас проконсультировать. Такая услуга стоит 1 500 рублей. Оставить заявку можно здесь.