Договор купли-продажи — это документ, который подтверждает, что жилье перешло в собственность. Он вступает в законную силу с момента подписания двух сторон. Обычно его оформляют, когда участники сделки проводят оплату за объект. Надежное будущее покупателя в новой квартире зависит от того, насколько грамотно оформлены бумаги. Бывают ситуации, когда продавец или его родственники могут оспорить продажу жилья через суд. Таких ситуаций можно избежать, если заранее составить документ купли-продажи по всем канонам.

Как составить договор

Бумаги лучше приготовить заранее — до соглашения. Это можно сделать двумя способами.

Первый — обратитесь к нотариусу. Специалист конторы сам выяснит детали сделки и составит контракт, в котором отразит все нюансы. Также включит в бумаги дополнительную ответственность собственника — это необходимо, чтобы уберечь покупателя в будущем. Вдруг окажется, что продавец скрыл информацию. Например, что на жилье претендуют его родственники. Еще один плюс такого способа — нотариус выступает свидетелем дееспособности собственника.

За такую услугу клиент должен заплатить. Сумма зависит от цены объекта. Точную стоимость лучше уточнить в организации.

Второй — сделать это самостоятельно. Договор можно оформить в письменной форме, но в таком случае надо внимательно изучить бумаги собственника, чтобы удостовериться в чистоте:

— паспорт,
— свидетельство о заключении брака и согласие супруга на продажу квартиры,
— кадастровый паспорт объекта,
— материалы, которые подтверждают право собственности — свидетельство о регистрации права или договоры ренты или дарения,
— справка об отсутствии задолженности по квартире.

Если есть возможность, при составлении контракта проконсультируйтесь с юристом. В среднем за такую услугу юристы берут от 2 до 4 тысяч рублей.

Что прописать в документе

Если вы решили все делать самостоятельно, тогда ознакомьтесь с информацией, которую необходимо указать в контракте:

— название документа, населенный пункт, где заключаете бумаги, и дату сделки;
— стороны сделки, если продавец физическое лицо, укажите паспортные данные, если он состоит в браке — это тоже лучше прописать;
— какую недвижимость покупаете — адрес, площадь, кадастровый номер и другие детали;
— действие, которое вы совершаете, в данном случае — продажа;
— стоимость объекта;
— как будет происходить расчет: за наличные деньги, через аккредитив или ипотечный кредит — все эти детали надо уточнить;
— кто живет в квартире (если после продажи они могут пользоваться жильем, такое уместно, если клиент покупает долю);
— когда зарегистрированные в квартире люди снимутся с регистрационного учета.

Как обезопасить себя в дальнейшем

Грамотно составленный договор нужен покупателю, чтобы защитить свои интересы. Для этого конкретизируйте ряд моментов.

Пропишите чистоту продавца. В контракте укажите, что на недвижимость не претендуют третьи лица, а в отношении собственника не открыта процедура банкротства. Если он приобретал жилье на средства материнского капитала — это тоже лучше отразить в документе, убедившись, что его дети уже прописаны в другом месте, согласием супруга на продажу тоже не стоит пренебрегать.

Подумайте о рисках и обозначьте их. Если впоследствии сделку признают недействительной, этот пункт спасет ваши деньги. Вы можете прописать, что в такой ситуации продавец вернет вам конкретную сумму, а вы — объект недвижимости. Или он обязуется купить вам другое пространство, которое будет соответствовать аналогичным условиям (каким — это надо прописать).

Ставьте реальную цену. Продавец, чтобы не платить большой налог, может предложить занизить стоимость объекта. Не соглашайтесь. Если сделка потом сорвется, вам возместят ту сумму, которую вы указали в бумагах.

Помните, договор прежде всего необходим покупателю. Если вы хотите оформить документы самостоятельно, но вам нужна консультация — юристы агентства «Жилфонд» проконсультируют вас.